Регулятор напряжения УАЗ-469

Устанавливаемый на автомобиль бесконтактный регулятор напряжения служит для поддержания постоянства напряжения в электрической сети и работает совместно с генератором пере­менного тока по однопроводной схеме электрооборудования ав­томобиля с присоединением «минуса» на корпус.
Регулятор напряжения представляет собой электронный при­бор (рис. 106) на кремниевых полупроводниковых элементах, имеющий три диапазона настройки регулируемого напряжения. Изменение диапазонов осуществляется переключателем, распо­ложенным на верхней части корпуса регулятора, закрытым за­глушкой. Положение рычажка переключателя соответствует диапазонам напряжения «макс» (максимальное), «мин» (ми­нимальное) и «ср» (среднее). Маркировка диапазонов напря­жения нанесена на крышке регулятора. С завода регулятор вы­пускается со средним диапазоном настройки.

Техническая характеристика регулятора напряжения

Напряжение, поддерживаемое регулятором при темпе­ратуре окружающей среды плюс 20°С, В:
в положении  переключателя «мин» - 13,6+0,35
в положении переключателя «ср» - 14,2+0,35
в положении переключателя «макс» - 14,7+0,35
Частота   вращения   ротора   генератора,   при   которой  проверяется регулируемое напряжение, об/мин - 3 500
Ток нагрузки, при  котором проверяется регулируемое напряжение, А - 14


Рис. 106. Схема регулятора напряжения УАЗ-469:
1 — дроссель;   2,   3,   4,   5,   6,   13,   14,   15,   16,   18,   20,   21,   22,   23   и   24 — резисторы;   7 — диод;   8,   9  и   17 — транзисторы;   10.  11,   12  и   19 — стабили­троны;  25 — переключатель.



Техническое обслуживание  регулятора  напряжения заклю­чается в следующем:
проверке работы регулятора по показанию амперметра пе­ред выездом;
проверке при каждом ТО-2 чистоты и затяжки наконечни­ков проводов к выводам регулятора напряжения;
проверке на автомобиле при сезонном техническом обслужи­вании регулируемого напряжения.
Необходимый диапазон регулируемого напряжения устанав­ливайте в зависимости от состояния аккумуляторной батареи (недозаряд, выкипание электролита) и температуры окружаю­щей среды.
При появлении необходимости изменения диапазона регули­руемого напряжения отверните заглушку, закрывающую пере­ключатель, и переведите рычажок переключателя в требуемое положение. При установке заглушки на место обратите внима­ние на наличие уплотнительного кольца.
Для проверки регулируемого напряжения проделайте сле­дующее:
подключите вольтметр (класса точности не ниже 1,0) меж­ду выводом « + » и корпусом регулятора;
включите в качестве дополнительной нагрузки дальний свет фар. Двигатель автомобиля должен работать со средней часто­той вращения коленчатого вала. Зафиксируйте регулируемое напряжение по показанию вольтметра для трех положений переключателя. Если регулируемое напряжение регулятора выходит за пределы технической характеристики, то регу­лятор снимите и проверьте в специализированной мастер­ской.
Запрещается замыкание выводов регулятора между собой или на корпус, ввиду того, что это выведет регулятор из строя.
При выходе из строя регулятора напряжения в пути посту­пайте следующим образом:
отсоедините провод от клеммы «Ш» регулятора напряжения и заизолируйте его;
через каждые 150...200 км пробега производите подзарядку аккумуляторной батареи, для чего необходимо на 20...30 мин присоединить к «массе» отсоединенный провод регулятора напряжения.
При этом автомобиль должен двигаться со скоростью, обеспечивающей зарядный ток, не превышающий 15...20 А.
Движение более 30 мин с полностью возбужденным генератором недопустимо, так как может привести к интенсивному выкипанию дистиллированной воды из электролита и выходу из строя аккумуляторной батареи.
Предупреждение. Запрещается отключать аккумуляторную, батарею при работающем двигателе.

Основные правила эксплуатации генераторной установки переменного тока

1.  Запрещается соединение клемм «Ш» генератора и регуля­тора напряжения с «массой» и клемм «Ш» и « + » регулятора между собой, так как при этом регулятор напряжения выйдет из строя.
2.  Запрещается пуск двигателя при отключенном плюсовом проводе генератора, так как это приводит к возникновению на выпрямителе генератора повышенного напряжения, опасного для диодов выпрямителя.
3. Запрещается проверка исправности схемы генератора и регулятора напряжения путем прозвонки мегаомметром либо посредством лампы, питаемой от сети напряжением более 36 B. Не допускайте при мойке автомобиля прямого попадания струи воды на генератор и регулятор напряжения.